Вторник, 23.04.2024, 23:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Учебный портал 2009-2016

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Декабрь » 13 » Об одном методе распределения памяти
18:35
Об одном методе распределения памяти
Не секрет, что иногда выделение памяти требует отдельных решений. Например — когда память выделяется и освобождается стремительным домкратом потоком, в параллельных задачах.

В результате стандартный консервативный аллокатор выстраивает все запросы в очередь на pthread_mutex / critical section. И наш многоядерный процессор медленно и печально едет на первой передаче.

И что с этим делать? Познакомимся поближе с деталями реализации метода Scalable Lock-Free Dynamic Memory Allocation. Maged M. Michael. IBM Thomas J. Watson Research Center.

Самый простой код что я сумел найти — написан под LGPL камрадами Scott Schneider и Christos Antonopoulos. Его и рассмотрим.



Начнем издалека


image
Итак — как нам избавиться от ненужных локов?

Ответ лежит на поверхности — надо выделять память в lock-free списках. Хорошая идея — но как строятся такие списки?

На помощь нам спешат атомарные операции. Те самые, которые InterlockedCompareExchange. Но постойте — максимум на что мы можем рассчитывать это long long, он же __int64. И что делать? А вот что — определим свой собственный указатель с тегом.

Ограничив размер адреса в 46 бит, и мы можем в 64бит целое спрятать нужные нам дополнения, а они — понадобятся далее.

#pragma pack(1)
typedef struct {
 volatile unsigned __int64 top:46, ocount:18;
} top_aba_t;


Кстати, с учетом выравнивания по 8 / 16 байт — мы можем получить не 2 в 46 степени, а несколько больше. Стандартный прием — выданный адрес не может быть нечетным и более того — должен быть выровнен для плавающей точки.

И еще момент — код становится очень длинным. То есть стандартная портянка
desc->Next = queue_head;
queue_head = desc;

превращается вот в такие макароны
 descriptor_queue old_queue, new_queue;
 do {
 old_queue = queue_head;
 desc->Next = (descriptor*)old_queue.DescAvail;
 new_queue.DescAvail = (unsigned __int64)desc;
 new_queue.tag = old_queue.tag + 1;
 } while (!compare_and_swap64k(queue_head, old_queue, new_queue));

что сильно удлиняет код и делает его менее читабельным. Поэтому очевидные вещи убраны под спойлеры.

Lock-free FIFO queue


image
Раз у нас теперь есть собственный указатель, можем заняться списком.

// Pseudostructure for lock-free list elements.
// The only requirement is that the 5th-8th byte of
// each element should be available to be used as
// the pointer for the implementation of a singly-linked
// list. 
struct queue_elem_t {
 char *_dummy;
 volatile queue_elem_t *next;
};

И в нашем случае — не забыть про выравнивание, например так

typedef struct {
 unsigned __int64 _pad0[8];
 top_aba_t both;
 unsigned __int64 _pad1[8];
} lf_fifo_queue_t;


Оборачиваем работу с атомарными функциями

image
Теперь определим парочку абстракций, чтобы наш код мог быть переносим (для Win32 например это реализуется вот так):

Обертка над атомами для Win32

и добавим еще один метод, просто чтобы не отвлекаться на кастинг параметров к __int64 и передаче их по указателям.

#define compare_and_swap64k(a,b,c) \
 compare_and_swap64((volatile unsigned __int64*)&(a), \
 *((unsigned __int64*)&(b)), \
 *((unsigned __int64*)&(c)))

И вот мы уже готовы реализовать базовые функции (добавить и удалить).

Определяем базовые функции работы со списком

image
static inline int lf_fifo_enqueue(lf_fifo_queue_t *queue, void *element) {
 top_aba_t old_top;
 top_aba_t new_top;
 
 for(;;) {
 old_top.ocount = queue->both.ocount;
 old_top.top = queue->both.top;

 ((queue_elem_t *)element)->next = (queue_elem_t *)old_top.top;
 new_top.top = (unsigned __int64)element;
 new_top.ocount += 1;
 if (compare_and_swap64k(queue->both, old_top, new_top)) 
 return 0;
 }
}

На что тут надо обратить внимание — обычная операция по добавлению обернута циклом, выход из которого — мы успешно записали новое значение поверх старого, и при этом старое кто-то еще не поменял. Ну а если поменял — то повторяем все заново. И еще момент — в наш ocount записываем номер попытки, с которой нам это удалось. Пустячок, а каждая попытка выдает уникальное 64бит целое.

Именно на таком простом шаманстве и строятся lock-free структуры данных.

Аналогичным образом реализуется снятие с вершины нашего FIFO списка:

Аналогично lf_fifo_dequeue

Тут мы видим ровно то же самое — в цикле пробуем снять, если есть что и мы снимаем так что старое значение все еще правильное — то отлично, а нет — пробуем еще.

И конечно же инициализация такого элемента списка банальна — вот она:

lf_fifo_queue_init


Собственно идея аллокатора

image
Перейдем теперь непосредственно к аллокатору. Аллокатор должен быть быстрым — поэтому разделим память на классы. Большой (напрямую берем у системы), и маленький, побитый на много-много маленьких подклассов размером от 8 байт до 2 килобайт.

Такой ход конем позволит нам решить две задачи. Первая — маленькие кусочки будут выделяться супербыстро, и за счет того что они разделены в таблицу — не будут лежать в одном огромном списке. А большие куски памяти не будут мешаться под ногами и приводить к проблемам с фрагментацией. Более того — поскольку в каждом подклассе у нас все блоки одного размера, работа с ними очень упрощается.

И еще момент! Выделение маленьких кусочков привяжем к нитям (а освобождение — нет). Таким образом мы убьем двух зайцев сразу — упростится контроль за выделением, и острова памяти выделенные для треда локально — не будут перемешиваться лишний раз.

Получим нечто вот такое:
image

А вот так данные будут раскладываться по суперблоку:
image
На картинке мы видим 4 случая
  1. Активный суперблок содержит 5 элементов организованных в список, 4 из них доступны для использования.
  2. А теперь мы зарезервировали следующий элемент (см credits)
  3. И в результате выдали блок номер 5
  4. А потом его вернули обратно (но попал он в partial list)


Опишем хип и дескриптор блока

image
Помолясь богине Техно, приступим.

Определим парочку констант

Балнальщина а-ля GRANULARITY и PAGE_SIZE

И займемся креативом, определим нужные типы данных. Итак, у нас будет много хипов — каждый в своем классе, да привязанных к текущему треду. В суперблоке будет два указателя — активный список и перераспределенный.

Вы спросите — а что это такое и почему так сложно?

Первое, оно же главное — выделять список поэлементно банально невыгодно. То есть — классический однонаправленный список при миллионах элементов превращается в ад и израиль. На каждый элемент списка надо выделить 8 / 16 байт, чтобы хранить два несчастных указателя на сами данные и на следующий элемент списка.

Выгодно ли это? Очевидно что — нет! И как следует поступить? Правильно, а давайте мы сгруппируем наши описатели списка в группы (stripe) по 500 (к примеру) элементов. И получим список не элементов, но — групп. Экономично, практично, работать с элементами можно как и в классическом варианте. Весь вопрос только в нестандартном выделении памяти.

Более того, все Next в пределах блока просто указывают на соседний элемент массива, и мы можем их явно проинициализировать сразу при выделении страйпа. По факту, последний Next в страйпе будет указывать на следующий страйп, но с точки зрения работы со списками — ничего не меняется.

Легко догадаться, что списки memory block descriptors строятся именно так.

И еще — Active и есть наш активный страйп с заранее выделенными кусочками памяти по эн байт, в котором и ведем выдачу памяти по принципу FIFO. Если есть место в страйпе — берем оттуда. Если нет — ищем уже в классическом списке Partial. Если нет ни там ни там — отлично, выделяем новый страйп.

Второе, такая «полосатость» ведет к некоторому перерасходу памяти, т. к. мы можем выделить страйп под 8 байтные кусочки памяти в виде массива в 64К, а запрошено будет пара кусочков всего. И еще, активные страйпы для каждой нити свои, что еще больше усугубит проблему.

Однако, если у нас действительно идет активная работа с памятью, это даст хороший выигрыш по скорости.

Вот сам хип

struct Procheap {
 volatile active Active; // initially NULL
 volatile descriptor* Partial; // initially NULL
 sizeclass* sc; // pointer to parent sizeclass
};

А вот что ему надо:

Что это за Active / Partial такие


и собственно дескриптор — описатель нашего фрагмента.

struct Descriptor {
 struct queue_elem_t lf_fifo_queue_padding;
 volatile anchor Anchor; // anchor to superblock exact place
 descriptor* Next; // next element in list
 void* sb; // pointer to superblock
 procheap* heap; // pointer to owner procheap
 unsigned int sz; // block size
 unsigned int maxcount; // superblock size / sz
};

Как видно — ничего сверхъестественного. Описание хипа и суперблока нам нужны в дескрипторе, т. к. выделять память можно в одном треде, а освобождать — в другом.

Приступим к реализации

image
Сначала нам надо определить наши локальные переменные — хипы, размеры и прочее. Вот примерно так:

Как же без глобальных переменных

Тут мы видим все то, что рассматривали в предыдущем разделе:

__declspec(thread) procheap* heaps[2048 / GRANULARITY]; // = { };
static volatile descriptor_queue queue_head;

Это и есть наши хипы per thread. И — список всех дескрипторов per-process.

Malloc — как это работает

image
Рассмотрим собственно процесс выделения памяти подробнее. Легко увидеть несколько особенностей, а именно:

  1. Если запрошенный размер не имеет нашего хипа для малых размеров — просто запрашиваем у системы
  2. Выделяем память по очереди — сначала из активного списка, затем из списка фрагментов, и наконец — пробуем запросить у системы новый кусок.
  3. У нас всегда есть память в системе, а если нет — надо только подождать в цикле


Вот такое решение.

void* my_malloc(size_t sz) { 
 procheap *heap;
 void* addr;

 // Use sz and thread id to find heap.
 heap = find_heap(sz);

 if (!heap) 
 // Large block
 return alloc_large_block(sz);

 for(;;) { 
 addr = MallocFromActive(heap);
 if (addr) return addr;

 addr = MallocFromPartial(heap);
 if (addr) return addr;

 addr = MallocFromNewSB(heap);
 if (addr) return addr;
 } 
}

Углубимся в тему, рассмотрим каждую часть в отдельности. Начнем с начала — с добавления нового куска из системы.

MallocFromNewSB

Никаких чудес — всего лишь создание суперблока, дескриптора, и инициализация пустого списка. И добавление в список активных нового блока. Тут прошу обратить внимание на такой факт, что нет цикла с присваиванием. Если не удалось — значит не удалось. Почему так? Потому что функция и так вызывается из цикла, а если не удалось вставить в список — то это значит что вставил кто-то другой и надо проводить выделение памяти сначала.

Перейдем теперь к выделению блока из списка активных — ведь мы уже научились выделять суперблок и прочее.

MallocFromActive

Собствено алгоритм прост, лишь слегка путает нас громоздкая форма записи. На самом же деле — если есть что брать, то берем новый кусок из суперблока, и отмечаем сей факт. Попутно проверяем — а не забрали ли мы последний кусочек, и если да — отмечаем и это.

Есть тут роано одна тонкость, а именно — если вдруг выяснилось, что мы взяли последний кусочек из суперблока, то вслед за нами следующий запрос приведет к добавлению нового суперблока взамен уже использованного. И как только мы это обнаружили — нам негде записать факт того что блок выделен. Поэтому мы заносим только что выделенный кусочек в partial list.

UpdateActive

Настала пора рассмотреть работу с дескрипторами, прежде чем мы перейдем к заключительной части этого эссе.

Memory Block Descriptors

image
Для начала, научимся дескриптор создавать. Но где? Вообще-то, если кто забыл — мы как раз пишем выделение памяти. Очевидным и красивым решением было бы использование тех же механизмов, что и для generic allocation, но увы — это будет всем известный анекдот pkunzip.zip. Поэтому принцип тот же — выделяем большой блок содержащий массив дескрипторов, и как только массив переполняется — создаем новвый и объединяем его с предыдущим в список.

DescAlloc

Ну а теперь дело за не менее мощным колдунством — надо еще и научиться дескриптор обратно возвращать. Однако, возвращать мы будем в том же FIFO — потому что возвращать нам понадобится только если мы его взяли по ошибке, а этот факт обнаруживается сразу. Так что дело оказывается гораздо проще

DescRetire


Helpers

image
Приведем также вспомогательные функции по инициализации списков и т. д. Функции настолько самоочевидны, что их даже описывать как-то смысла нет.
organize_list

organize_desc_list

mask_credits

Суперблок просто запрашиваем у системы:
static void* AllocNewSB(size_t size, unsigned long alignement) {
 return VirtualAlloc(NULL, size, MEM_COMMIT, PAGE_READWRITE);
}

Точно так же получаем большие блоки, запросив чуть больше под заголовок блока:
alloc_large_block

А это — поиск в нашей таблице хипа адаптированного под нужный размер (bkb ноль если размер слишком велик):
find_heap

А вот обертки для списков. Они добавлены исключительно для наглядности — кода с макаронами вокруг атомиков у нас более чем достаточно, чтобы в одну функцию yt складывать по надцать циклов вокруг compare and swap
ListGetPartial

ListPutPartial

Удаление строится банальнейше — перестройкой списка во временный и обратно:
ListRemoveEmptyDesc

И несколько оберток вокруг partial lists
RemoveEmptyDesc

HeapGetPartial

HeapPutPartial


Последний рывок — и выделять / освобождать готов!

image
И наконец мы готовы реализовать выделение памяти не в страйпе, все возможности для этого у нас уже есть.

Алгоритм прост — находим наш список, резервируем в нем место (попутно освобождая пустые блоки), и возвращаем его клиенту.

MallocFromPartial

Теперь рассмотрим как вернуть нам память обратно в список. В общем — классический алгоритм: по переданному нам указателю восстанавливаем дескриптор, и по якорю запомненному в дескрипторе — попадаем в нужное нам место суперблока и отмечаем нужный кусочек как свободный, а кто до сих дочитал тому пиво. И конечно же пара проверок — не надо ли нам освободить весь суперблок, а то в нем он последний неосвобожденный.

void my_free(void* ptr) {
 descriptor* desc;
 void* sb;
 anchor oldanchor, newanchor;
 procheap* heap = NULL;

 if (!ptr) return;
 
 // get prefix
 ptr = (void*)((char*)ptr - HEADER_SIZE); 
 if (*((char*)ptr) == (char)LARGE) {
 munmap(ptr, *((unsigned long *)((char*)ptr + TYPE_SIZE)));
 return;
 }
 desc = *((descriptor**)((char*)ptr + TYPE_SIZE));
 
 sb = desc->sb;
 do { 
 newanchor = oldanchor = desc->Anchor;

 *((unsigned long*)ptr) = oldanchor.avail;
 newanchor.avail = ((char*)ptr - (char*)sb) / desc->sz;

 if (oldanchor.state == FULL) newanchor.state = PARTIAL;

 if (oldanchor.count == desc->maxcount - 1) {
 heap = desc->heap;
 // instruction fence.
 newanchor.state = EMPTY;
 } 
 else 
 ++newanchor.count;

 // memory fence.
 } while (!compare_and_swap64k(desc->Anchor, oldanchor, newanchor));

 if (newanchor.state == EMPTY) {
 munmap(sb, heap->sc->sbsize);
 RemoveEmptyDesc(heap, desc);
 } 
 else if (oldanchor.state == FULL) 
 HeapPutPartial(desc);
}

На что надо обратить внимание — освобожденные кусочки попадают в partial list, и было бы неплохо добавить проверку — а не попадает ли наш кусочек на вершину Active страйпа, это бы неплохо повысило эффективность вырожденного случая «выделяем и освобождаем в цикле». Но это уже в качестве домашнего задания.

Выводы


image
В данной крайне занудной и длинной работе мы рассмотрели как можно построить свой аллокатор на lock-free FIFO lists, узнали что это вообще такое, и освоили немало трюков по работе с атомиками. Надеюсь, умение группировать списки в страйпы поможет не только в деле написания своего менеджера памяти.

Дополнительные материалы

  1. Scalable Lock-Free Dynamic Memory Allocation
  2. Hoard memory allocator
  3. Scalable Locality-ConsciousMultithreaded Memory Allocation


И в заключение, вот парочка иллюстраций из [3] о скорости работы разных аллокаторов (картинка кликабельна).

image
image
Как видно, несмотря на явную простоту алгоритма, работает он на уровне лучших образцов, многие из которых появились сильно позже.

Update: спасибо SkidanovAlex за развернутое пояснение:

Из статьи не понятно, зачем нужен ocount. Это реализация так назвыемых tagged pointer. Идея в том, что если бы его не было, то возможен был бы такой сценарий (называется проблемой ABA — поэтому и структура в статье называется top_aba_t):

Пусть операция pop выглядит примерно так:

do {
 long snapshot = stack->head;
 long next = snapshot->next;
} while (!cas(&stack->head, next, snapshot));

В принципе код deque в статье делает именно это, но с ocount. Теперь рассмотрим такой сценарий: на вершине стека лежит элемент А, за ним элемент B (стек выглядит как A -> B). Мы запомнили snapshot = A, next = B.

В этот момент другой поток убрал элемент A, затем вставил элемент C, и вставил обратно А. Теперь стек выглядит как:
A -> C -> B.

Операция pop просыпается, и ее CAS срабатывает (stack->head == snapshot, они оба равны A), и заменяет stack->head на B. Элемент C теряется.

С ocount такого не произойдет, потому что свежевставленный A будет иметь другой ocount, и CAS провалится.

Но ocount спасает конечно только на практике. В теории после того как мы запомнили snapshot и next другой поток может удалить A 2^18 раз, пока ocount не примет такое же значение как было, и ABA проблема опять произойдет.

На современном железе конечно никто не отводит под указатель 48 бит. Вместо этого используется две 64-битных переменных, идущих подряд, первая под указатель, вторая под ocount (теоретический сценарий с вставкой элемента А много раз становится еще более теоретическим), и используется double cas.
Материал взят -> ПАМЯТЬ
Просмотров: 706 | Добавил: @RUS@ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]