Эффективные педагогические технологии обучени
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами,
собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.
А. Дистервег
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. За
последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы
обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе сохраняются
противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными
способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между
необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и
технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным
способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений разрешения этих проблем является
разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов
педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм
организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов
соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает, несколько этапов:
- внедрение личностно ориентированных технологий обучения,
обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в
соответствии с его индивидуальными особенностями;
- перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный
процесс требует не только адаптации ученика его психологической
готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога
к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место
ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет
управление обучением.
Задача школы и педагогов освоение и внедрение педагогических
технологий, позволяющих достигать гарантированных педагогических
результатов.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,
взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,
направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность,
доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую
образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
|