Для начала вспомним значение слов “эстетика”,
“эстетичный”. Эстетика – красота,
художественность в оформлении чего-либо.
Эстетичный - изящный, красивый.
Эстетика должна рассматриваться нами как одно
из средств привлечения читателя в библиотеку.
Для большинства детей школьная библиотека
станет первой библиотекой их жизни. И в том числе
от того, какой библиотеку увидят дети, зависит,
придут ли они сюда еще раз.
Занимаясь этой темой, я поняла, что понятие
“эстетика в библиотеке” постоянно
соприкасается с понятиями “этика в библиотеке”,
“доступность библиотеки”.
Эстетика в организации библиотеки начинается,
как мне кажется, с местоположения библиотеки
в школе. Если школьная библиотека находится на
отшибе, на последнем этаже высокого здания, в
тупике; соседствует с физкультурным залом,
мастерской, хозяйственными помещениями,
столовой; если подходы к библиотеке плохо
освещены – это не только не эстетично, но и не
этично по отношению к маленьким читателям. А
поскольку решение этого вопроса зависит от
администрации школы, то местоположение
библиотеки реально показывает, какова ее
значимость в этой школе, ведь удобное для
посещения место - предпосылка доступности,
востребованности школьной библиотеки.
Занимаются ли эстетикой в библиотеке, можно
определить еще на подступах к ней. Например, мне
очень нравится располагать рекламные,
“приглашающие”, благодарственные,
поздравительные и даже тематические стенные
газеты, информационные листки на дверях
библиотеки либо на стене возле нее.
Конечно, эти газеты и листки должны обладать
своим художественным решением (цвет, шрифт,
иллюстрации). Ребенку должно быть приятно
смотреть на них, он должен захотеть прочитать
информацию, значит, должен захотеть зайти в
библиотеку. Средства оформления могут быть
самыми разными (от гуаши до компьютерных
технологий). Прекрасно, если у библиотеки есть
свой стенд.
Вот, наконец, ребенок в самой библиотеке.
Поскольку люди и тем более дети склонны
встречать по одежке, ребенку должно сразу
понравиться в библиотеке. Вот здесь эстетическое
оформление сыграет большую роль.
Конечно, все мы мечтаем, что бы наша библиотека
была яркой и потрясающей. Но не всегда это
зависит только от нас.
Начнем с помещения. Нам хочется, чтобы,
во-первых, было достаточно пространства и для
индивидуальной, и для групповой работы, и для
отдыха детей. Во-вторых, помещение должно быть
хорошо освещено, оно должно быть теплым, но не
душным, хорошо проветриваемым. Даже цвет стен
должен быть “приглашающим”, а не наводящим
тоску и уныние.
Библиотеке нашей школы в этом плане повезло. Во
время ремонта стены школы, окна, подоконники
приобрели белый и различных оттенков светлые
тона. В библиотеке цвет стен желтый (теплый и
солнечный). Окна белые, хорошо открывающиеся и
закрывающиеся.
Перейдем ко второй составляющей интерьера – к
мебели, стеллажам, оборудованию. В нашу
библиотеку после ремонта поступили передвижные
выставки, мебель светлых древесных тонов (шкафы,
стеллажи, столы, стулья) для читального зала и
темных – для хранилищ, что играло “на руку” идее
приятной библиотеки. Симпатичные белые шторы (в
тон окон и подоконников), кремовые жалюзи в
хранилищах, искусственные цветы, подставки под
них, постеры с цветочными мотивами в читальном
зале, живописные картины в хранилище создали, я
думаю, обстановку уюта и более современного
дизайна, чем было до пожара.
С другой стороны, решая проблему эстетики
библиотечного помещения, не нужно допускать
“перегруза”, каких-то излишеств. Например, в
старом помещении библиотеки мне сразу
захотелось снять со стен находящиеся где-то под
потолком многочисленные пыльные, приклеенные на
синюю бумагу портреты писателей. Но захотелось
оставить небольшой бюст Тургенева. Подновленный,
подкрашенный черным лаком, он внес аромат
времени в интерьер читального зала.
Мы, библиотекари, администрация школы вместе
должны заботиться о создании некой эстетической
среды библиотеки. Мы должны отнестись к чтению
как к удовольствию духовного плана в
эстетической атмосфере. Мы должны в библиотеке
воспитывать не только любовь к чтению, но и вкус.
И внешний вид библиотеки может затронуть сердце
ребенка.
Однако же, ни для кого не секрет, что имидж и
стиль во всем требуют постоянной финансовой
поддержки. А ведь за частую библиотекарю
приходится тратить свои личные деньги на папки,
файлы, цветную бумагу, картон, краски, фломастеры.
Ни для кого не секрет, что бич многих школьных
библиотек – старый, обветшалый фонд
художественной литературы, вид многих книг далек
от эстетики.
Но многое и в наших силах. Так что же я могу? Открытый
доступ – не только лицо каждой библиотеки, но и
место реализации эстетических и творческих
воззрений, претензий и желаний библиотекаря. Я
могу организовать и оформить его так, чтобы
читателю было уютно, удобно, приятно. Я могу
изменить расположение стеллажей и столов (благо,
в нашей библиотеке есть несколько одноместных
столиков). Я могу проявить фантазию в
расположении фонда; могу раздать полкам “роли”
и оформить полки в соответствии с этими
“ролями”. Могу разработать тематику, цветность,
символику в оформлении полочных разделителей;
могу выбрать героя-талисмана библиотеки (в нашей
библиотеке это – игрушечный медвежонок с
книжкой). Я могу ярко, броско оформить выставку
литературы, используя глянцевые иллюстрации
журналов, используя самые новые и яркие книги,
обернув гениальные фразы и афоризмы в файлы и
придав им современный облик компьютерной
верстки. Могу использовать детское творчество
(рисунки, поделки). Могу добавить цвета в
самодельные формуляры. Могу делать регулярные
фотоотчеты о своей работе. Вместе с
литературными и художественными календарями они
вдохнут жизнь в стены любимой библиотеки.
Я многое могу и делаю. А еще я должна сама
выглядеть эстетично; должна следить за тем, чтобы
в моей библиотеке всегда были чистота и порядок.
И совершенно правильно вносить в годовой план
библиотеки отдельной графой “эстетическое
оформление”, поскольку каждый день каждый
библиотекарь сталкивается с этой проблемой.
|