Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Все файлы
Этико-психологическое развитие учащихся как одно из условий их успешной адаптации
[
· Скачать удаленно ()
]
| 09.09.2009, 16:14 |
Все дети от рождения одинаковы, но в процессе их развития возникают и проявляются индивидуальные особенности. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди учащихся есть такие, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Если понять природу детских затруднений во взаимодействии с миром, людьми, с самим собой – ребенку можно будет помочь.
Для эффективной помощи можно опираться на несложную модель, которая поможет объяснить причины возникновения проблем и устранить их. Одну из таких моделей предлагает академик Международной Академии “Информатизация, связь, управление в технике, обществе”, доктор философии А.С.Валявский. Она сводится к следующему: информация поступает к человеку по трем каналам – визуальному, аудиальному, кинестетическому; затем она обрабатывается и выводится в виде речи, действий и прочих реакций. Неполадки в каждом из блоков (ввод – обработка - вывод информации) будут приводить к тем или иным проблемам. Работа мозга, связанная с приемом, переработкой и выдачей информации, контролируется “диспетчерской программой”. Она приписывает действиям определенные степени значимости и очередности, решает, что будет важным, а что второстепенным. Не стоит забывать, что для полноценного развития ребенка нужно гармоничное развитие как левого полушария (отвечающего за строгую логику, умение выводить следствие из причин, возможность аргументировано доказывать и т.д.), так и правого (отвечающего за целостное и эмоциональное восприятие окружающей действительности, образное мышление и эмоциональное поведение). Для полноценного развития ребенка необходима также связь в работе двух полушарий мозга.
Если разобраться, как именно ребенок видит, слышит, ощущает, как взаимодействуют каналы, как обрабатывается информация, поступившая по ним в мозг, можно получить практическое руководство для того, чтобы помочь ребенку.
В нашей школе в течение 3 лет действует “Школа Радости”, на занятиях которой используются игры по системе А.С.Валявского, В.В.Воскобовича и др. Нами разработана программа этико-психологического развития ребенка, которая предлагает использование игр, способных запустить механизм развития и оздоровления детского организма. При совместном приложении усилий взрослых (педагогов и родителей) и ребенка происходит физическое, интеллектуальное, психическое, социальное оздоровление, которое сопряжено с обучением, самопознанием, самосовершенствованием. Программа включает в себя игры, направленные на тренировку диспетчерской программы, кинестетического, визуального, аудиального каналов, тренировки левого и правого полушарий мозга и их взаимодействия. Цель данной программы - создание условий, способствующих успешной адаптации учащихся к школе и жизни в социуме.
Программа представляет собой чередование блоков по формированию навыков общения и психологического развития личности. Содержание курса носит диагностический и деятельностный характер. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, преодолевают свои переживания, снимают эмоциональное напряжение и налаживают межличностный контакт с учителями и сверстниками. Участие в тренингах и коллективных играх позволяет учащимся научиться самостоятельности в принятии верного решения, формирует адекватные формы поведения, развивает чувство уверенности в себе. Использование оздоравливающих учебных игр позволяет превратить процесс обучения в процесс общения, а значит в этический процесс воспитания на образовательном материале, обеспечивает максимальное развитие учащихся за счет стимуляции каналов приема информации.
Чтобы определить, какие игры помогут детям успешнее справляться с трудностями, необходимо провести диагностику с использованием стандартного набора упражнений /Приложение №1,2/.
На первом занятии учащиеся знакомятся с программой курса, широкими возможностями оздоравливающих учебных игр. Это позволяет смотивировать детей на осознание своих проблем и на изменение ситуации.
Все занятия в нашей Школе Радости начинаются с приветствия и рефлексии. Это помогает осмыслить значение “волшебного” слова “Здравствуйте!”, снимает комплекс “зажатости”, помогает развивать чувство уверенности в себе, научает сопереживать окружающим людям.
В результате тренировки диспетчерской программы начинает развиваться самостоятельность учащихся, основанная на внутренних командах.
При использовании игр на развитие кинестетического канала повышается уверенность ребенка в себе, преодолеваются страхи, улучшается координация движений, равновесие и устойчивость, контроль над собственными движениями.
Игры для развития визуального канала тренируют глазомер, опознавание предметов по их контуру, способствуют коррекции зрения, помогают увеличивать охватываемое поле зрения, развивать синхронность движения рук.
Игры для тренировки аудиального канала помогают коррекции речи учащихся. Дети начинают говорить четко и уверенно, управлять своим голосом. В процессе выполнения заданий мы тренируем точный вывод информации, восприятие разнообразных звуков, в том числе тихих и очень громких.
Использование игр для тренировки левого полушария мозга развивает способности, контролируемые этим полушарием (логика, умение выводить следствие из причин, возможность что-либо аргументировано доказывать).
Игры для тренировки правого полушария мозга развивают целостное и эмоциональное восприятие окружающей действительности, образное мышление и эмоциональное поведение.
Комплекс игр для тренировки взаимодействия правого и левого полушария помогает расширять возможности восприятия ребенком мира с помощью каждого из каналов, налаживать их конструктивное взаимодействие.
Кроме того, на занятиях мы часто используем игры В.В.Воскобовича (по технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей “Сказочные лабиринты игры”).
Широко применяем изодеятельность, бумагопластику, работу с пластилином, природным материалом, кубиками, головоломками-паззлами. Используем мячи различного диаметра и формы, скакалки. К каждому занятию подбираем интересное музыкальное оформление. Для стимуляции биологически активных точек применяем некоторые приемы самомассажа, хождение босиком по различной поверхности, используя горох, бобы, мягкие еловые шишки.
Все задания связаны друг с другом, поэтому каждое из игровых упражнений обладает комплексным воздействием на все подсистемы организма.
Занятия сюжетно связаны друг с другом. Мы “путешествуем” по горам и рекам, лесам и долинам, “бываем” на полянках и горных плато, иногда “попадаем” в болото. И очень часто оказываемся в волшебной Стране Сказок, где играем роли сказочных героев, “превращаясь” в лягушат, гусят, снеговиков, поросят и т.д.
|
Категория: Психологу | Добавил: @RUS@
|
Просмотров: 699 | Загрузок: 427
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|