1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.
2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока нашей страны ежегодно испытывают недостаток топлива в зимнее время. С чем это связано? Каковы пути решения данной проблемы?
3. Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска.
Билет № 2
1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.
2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя).
Билет № 3
1. Россия – многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространенные в России.
2. Не каждая страна мира имеет выход к Мировому океану, однако проблемы Мирового океана волнуют все человечество. Почему проблемы охраны и изучения Мирового океана важны для всех стран?
3. Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя).
Билет № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.
2. Россия занимает ведущее место по запасам нефти и газа, и их рациональное использование – одна из важнейших задач развития этой отрасли. В чем заключается рациональное использование ресурсов нефти и газа? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием нефтяной и газовой промышленности?
3. Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.
Билет № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.
2. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит сегодня крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия химической промышленности (по выбору учителя).
Билет № 6
1. Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.
2. Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озер важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использования водного транспорта в хозяйстве страны.
3. Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия цветной металлургии (по выбору учителя).
Билет № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Одна из глобальных проблем современности – сокращение площади влажных экваториальных лесов. Почему эта проблема имеет значение не только для отдельных стран, но и для всего человечества?
3. Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя).
Билет № 8
1. Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязи между ними.
2. Животноводство как отрасль хозяйства существует очень давно. Однако до сих пор природные условия влияют на размещение животноводства. Почему? Сейчас наука и техника шагнули далеко вперед. Как развитие науки и техники влияет на развитие животноводства?
3. Определите по статистическим материалам, сравните показатели прироста населения в различных частях страны (по выбору учителя) и объясните их различия.
Билет № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Основную часть экспорта России составляют минеральные ресурсы. Какими минеральными ресурсами Россия наиболее богата и почему? Какое значение имеет богатство минеральными ресурсами для развития хозяйства нашей страны?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя).
2. Вам предстоит совершить перелет зимой из Калининграда в Читу. К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы? Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты атласа и другие источники географической информации. Объясните различия в климате этих двух городов.
3. Определите по статистическим материалам и сравните соотношение городского и сельского населения в разных частях страны (по выбору учителя).
Билет № 11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
2. Население России крайне неравномерно размещено по ее территории. Каковы основные причины, определяющие неравномерность размещения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?
3. Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя).
Билет № 12
1. Австралия. Общая физико-географическая характеристика.
2. В большинстве развитых стран мира основная часть грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В России же лидирует железнодорожный. Какими причинами это обусловлено? Каковы особенности географии важнейших железных дорог страны?
3. Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя).
Билет № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
2. Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». В чем заключается смысл этого образного выражения? Какие типы почв распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?
3. Покажите по карте крайние точки России и определите наибольшую протяженность ее территории с запада на восток и с севера на юг.