Цели: - ввести понятие “изменение глагола по числам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся; - формировать умение различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно употреблять их в речи; - развивать у учащихся коммуникативные навыки, наблюдательность, культуру речи, мышление, умения прислушиваться к мнению других. умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения; - воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь. Оборудование: компьютер со слайдами, карточки для групповой работы , кружочки четырех цветов Ход урока 1. Организационный момент Запись даты, классной работы. 2. Фронтальный обзор знаний Какую тему мы изучаем? Что мы узнали о глаголе? Постановка целей урока. - Сегодня мы продолжим говорить о глаголе и узнаем кое-что новое о нём. Минутка чистописания. У каждого в тетрадях написаны образцы букв, на доске прописана буква б, предложение Дружба и братство дороже богатства. Как вы понимаете пословицу? Что такое дружба? Какие пословицы близки по смыслу этой пословице? Слайд 2 - Найдите глаголы. - С какой частью речи связан глагол ? Словарная работа ( у доски 2 человека работают индивидуально) Дев.чка , б.жит, з.лёный , д.журит, р.бята, т.варищи , в.сёлый , уч.ники Найдите имена существительные. Что вы можете сказать об этих существительных? Вставим пропущенные буквы. Подберем к данным существительным глаголы. На какие вопросы отвечают глаголы? - Давайте узнаем, почему глаголы отвечают на разные вопросы Задание для индивидуальной работы по карточкам у доски. Мы ст.щили с кр.вати одеяло и завесили им стол. Валя испугалась и выб.жала из комнаты. К.тёнок Васька сидел на полу возле комода и л.вил мух. Р.бята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. Исследование (работа в группах) План работы: 1. Прочитайте предложения. 2.В скобках запишите вопрос к глаголу. 3.Определите, сколько человек выполняют действие 4.Запишите вывод Рабочий лист первой группы Дети ( ) играют все вместе. Вывод: действие выполняют _______________ Только Толик ( ) прячет от всех свои игрушки. Вывод: действие выполняет_____________ Рабочий лист второй группы Таня ( ) болеет. Вывод: действие выполняет_____________ Ребята ( ) идут навестить её. Вывод: действие выполняют _______________ Рабочий лист третьей группы Дежурные ( ) моют доску Вывод: действие выполняют _______________ Сергей ( ) несёт им воды Вывод: действие выполняет_____________ Рабочий лист четвёртой группы Лена ( ) учит уроки. Вывод: действие выполняет_____________ Коля и Света ( ) поливают цветы Вывод: действие выполняют _______________ - Можно ли назвать детей дружными? Почему? - На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях? - Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает? - Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают? Если глагол обозначает действие 1 лица, говорят, что это глагол единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких лиц, это глагол множественного числа. Слайд 3 Обобщение: глагол изменяется по числам Проверка работы по карточкам. Определение числа глаголов. - Вам знакомы произведения, из которых взяты стоки? - Какие орфограммы пропущены в словах? Правильно ли вставлены буквы? - Определите число глаголов. - Глаголы единственного числа выпишите в 1 столбик, глаголы множественного числа – во второй столбик. Физкультминутка. Под музыку песни «Вместе весело шагать» Составление предложений из данных слов - Мы выполняли физминутку под песенку из детского фильма про двух друзей. Вы все любите смотреть мультфильмы. Герои учат нас быть добрыми и справедливыми, помогать друг другу. Я составила предложения про героев ваших любимых мультфильмов. Слайды 4 – 6 Проверьте, нет ли у меня ошибок? Другу, Чебурашка, в гости, Крокодилу Гене, идёт, к Вкусным, Малыш, вареньем, Карлсона, кормит Поют, Пятачок, весёлую, и, Винни Пух, песенку Дети конструируют предложения и записывают на доске и в тетради, определяют число глаголов -Можно ли героев этих мультфильмов назвать дружными ? Работа по учебнику. Выполнение упр. 97 (дополнительно) Итог урока -Что нового узнали на уроке? (глагол бывает единственного и множественного числа) - Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа? - Чему еще учились на уроке? - Кого можно назвать настоящим другом? - Можно ли назвать наш класс дружным? Домашнее задание - Дома составьте 5 – 6 предложений о нашем классе, расскажите о том, с кем вы дружите, чем любите вместе заниматься. Найдите в предложениях глаголы, определите число. Рефлексия Слайд 7 Учитель раздает каждому ученику кружочки четырёх цветов. Дети отвечают на вопрос и поднимают кружочек соответствующего цвета. Что мне понравилось на уроке? 1. Все. (кружок красного цвета) 2. Ничего. ( кружок чёрного цвета) 3. Работать в группах. (кружок синего цвета) Узнавать новое по русскому языку. (кружок желтого цвета)
|